Цель изучения дисциплины |
Целью освоения дисциплины «Конфликтология в социальной работе» являются ознакомление студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа» с широким кругом вопросов, изучаемых современной конфликтологической наукой. |
Формируемые компетенции |
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: – Способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи (ПК-1) |
Место дисциплины в структуре ОП |
Дисциплина (модуль) «Конфликтология в социальной работе» относится к части формируемой участниками образовательных отношений Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7 семестре |
Объём дисциплины (модуля) в зачётных единицах |
Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет 4 зачётных единиц 144 академических часа. |
Содержание дисциплины (модуля) |
Актуальность изучения социальных конфликтов. Особенности соц. конфликтов в современной России. Роль социального конфликта в истории человечества: реформы, кризисы, революции, войны. Объект и предмет конфликтологии. Междисциплинарный характер конфликтологии. Донаучные и научные концепции и теории конфликта VI в. до н. э. -XIX в. Функциональная теория конфликта. Системно-функциональная школа. Теории социальных изменений. Теория социального конфликта («конфликтная модель общества») Р. Дарендорфа. «Общая теория конфликта» К.Боулдинга. Становление конфликтологической науки в России. Понятие и признаки конфликта. Конфликт и социальное противоречие. Структура конфликта: конфликтующие стороны, предмет конфликта и конфликтная ситуация в процессе социальной работы. Функции конфликта: конструктивные и деструктивные. Классификация конфликтов в социальной работе. Место социального конфликта в жизни общества и человека: своеобразие социальных конфликтов у различных групп населения. Объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные причины возникновения и развития конфликтов в социальной работе. Диагностика конфликта. Методы определения причин конфликтного поведения. Картография конфликта социальным работником. Стадии конфликта: латентный, открытый, послеконфликтный периоды. Управления конфликтом. Принципы управления конфликтами. Прогнозирование и профилактика конфликтов. Стимулирование конфликтов в процессе социальной работы. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Тактики взаимодействия социального работника как медиатора с оппонентами. Функции переговоров. Выбор социальным работником оптимальных методов разрешения конфликта. Внутриличностный конфликт. Социальный конфликт. Семейные конфликты. Трудовой конфликт. Конфликт в условиях учебной деятельности. Правовой конфликт. Деятельность социального работника по управлению конфликтами в основных сферах общественных отношений. Актуальность переговорных процессов. Этапы переговорного процесса. Функции переговоров. Переговорные стили и их характер. Методы ведения переговоров. Этические нормы и принципы переговоров. Постановка и виды вопросов в переговорах. Переговоры социального работника с конфликтным оппонентом. Посредничество. Виды медиации. Тактики взаимодействия социального работника, как медиатора, с конфликтующими сторонами. Стратегии выхода из конфликта. Методы психологического воздействия в переговорном процессе социальной работы. Особенности конфликтов в средней школе и пути их преодоления. Роль социального педагога в школе. Закон об образовании. Права, обязанности и академические свободы студентов и преподавателей высшей школы. Своеобразие конфликтов в ВУЗах среди субъектов учебного процесса Виды, предмет и функции трудовых конфликтов. Конфликты в трудовых организациях по субъектам конфликтного взаимодействия: межличностные; межгрупповые. Безработица. Социальные механизмы ее преодоления. Забастовка как форма социального конфликта. Анализ общих тенденций. Формы и пути разрешения трудовых конфликтов. Конфликты между супругами: проблемная семья: типы и общая характеристика; кризисные период развития семьи; стадии развития семьи; супружеские конфликты, их типы и стратегии выхода из них. Конфликты во взаимодействии родителей и детей: причины, формы проявления и основные направления профилактики. Роль социального работника в разрешении семейных конфликтов |
- Преподаватель: Мазит Мидхатович Аминев
- Преподаватель: Мазит Мидхатович УДАЛИТЬАминев